Форум по образованию и обучению   Главная     Форум
Образование Обсуждаем образование в России и за рубежом

Навигация: > форум > Школы > искуссво этического мышления

Автор Дата искуссво этического мышления
Pages:   1 
levlaw@bk.ru 4.1.2008 16:29 Современное состояние нашего общества переживает кризисный период в своем развитии, который выражается в борьбе духовных и материальных ценно¬стей.
Человек как часть общества естественно ощущает напряжение данного противоречия. Стараясь примирить в своем сознании «внешнего» и «внутрен¬него человека» он испытывает противоречивость чувств и мыслей.
В этом процессе примирения мышление имеет важное значение. При помо¬щи его человек разрешает противоречия, принимает решения и актуализирует их в своем бытии, тем самым меняя его. Хорошо, если он этически грамотен, а если нет, то сколько ошибок он может сделать в своей жизнедеятельности. Сколь¬ко страданий причинит себе и близким.
Ни для кого не секрет, что многие старшеклассники, которые уже завтра бу¬дут самостоятельными членами общества и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень нации, пренебрегают этическим образо¬ванием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов.
Происходит это потому, что ошибочные представления о легкости усвоения этического материала на теоретическом уровне вызывают неадекватное отно¬шение к нравственности вообще. С таким отношением к этическому образова¬нию старшеклассников трудно воспитать убежденных носителей нравственнос¬ти.
В создавшейся ситуации школа нуждается в такой программе развития нрав¬ственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая задействовала бы до максимально¬го обострения их потребности, чувства, эмоции, мысли. Лишь при таком реше¬нии проблемы старшеклассники проникнутся уважением к этическому обра¬зованию.
1.Сопряженные нравственные понятия как педагогическое средство развития этического мышления.
Именно в юношеском возрасте субъект начинает воспринимать и осмыс¬лять свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние собственного «Я». Юность особенно чувствительна к внут¬ренним психологическим проблемам. Психологи неоднократно, в разных странах и средах, предлагали детям разных возрастов дописать неоконченный рассказ или сочинить рассказ по картине. Результат обычно одинаков: дети и младшие подростки, как правило, описывают действия поступки, со¬бытия, юноши преимущественно мысли и чувства действующих лиц. В связи с этим развитие этического мышления особенно важно для становления ми¬ровоззрения, потому что именно в период ранней юности созревают когни¬тивные и личностные предпосылки.
Старшеклассники, работая над нравственными понятиями, обогащают и развивают этическое мышление, а мысль, богатая определениями, богата тем самым и отношениями. Незнание теории морали и нравственной сущности моральных явлений затрудняет отношение личности к тем или иным явлени¬ям или поступкам людей» Знание позволяет определить свое отношение к миру и к людям.
Начальной фазой этического мышления является осознание проблемы в этической ситуации. При помощи основных операций анализа, синтеза и сравнения этическое мышление идет к более глубокому познанию выделен¬ной проблемы. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозак¬лючениях.
Суждение является основной формой этического мышления. В сужде¬нии происходит противоречивое взаимодействие знания и незнания, старо¬го и нового знания. Суждение субъективно, поскольку оно является формой этического мышления, оно и объективно, поскольку своим содержанием обязано прежде всего тем объективным процесса, которые в нем отражены. Борьба между этими противоположностями в суждении и разрешение этой борьбы составляет содержание познавательного процесса, его движущую силу.
К.А. Ушинский писал: «Суждение есть не более как то же понятие, но еще в процессе своего образования». Суждение является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в нем нечто утверждает или отвергает.
Следующей формой этического мышления является умозаключение. Умо¬заключение представляет собой мыслительный акт, в котором из одних суж¬дений выводится новое суждение о рассматриваемой проблеме . Умозак¬лючение означает, что содержание объективной деятельности перестало быть для субъекта рядоположением отдельных элементов и между ними раскрылись связи .
Так при помощи понятий, суждений, умозаключений этическое мышле¬ние объясняет и прогнозирует будущие поступки участников этических си¬туаций. Для того, чтобы субъект мог не только грамотно и с сознанием дела объяснить и прогнозировать поступки участников этических ситуаций, по И сам их совершать необходима программа развития этического мышления содержание которой входят сопряженные нравственные понятия.
Сопряженные нравственные понятия - это понятия, которые сопряжены определенными признаками, гранями, аспектами соединены между собой, но различны по значению и смыслу, по мотивационному обоснова¬нию. Их нужно сравнить, указав на общее и различия и выявить тот сопря¬гающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им " пере¬ливаться " одного в другое.
Поясним слово сопряжение. В толковом словаре «сопряженный» обо¬значает взаимосвязанный. В техническом черчении сопряжением называют плавный переход из одной линии в другую. Следовательно, выявить сопряже¬ние - это найти плавный переход из одного понятия в другое, то есть взаимо¬связь между понятиями. Именно работа с сопряженными нравственными понятиями способствует тому, что субъект учится контролировать свое мыш¬ление, а затем и поступки.
Сопряженные нравственные понятия не заучиваются субъектом, не бе¬рутся памятью, а разрешаются с помощью огромного напряжения всей ак¬тивности его собственной мысли. Сопряженные нравственные понятия вза¬имодействуют с мотивационной сферой, выступают важным условием нравственного самоопределения личности и развития мотивов его нрав¬ственной деятельности. Следовательно, разрешение сопряженных нравствен¬ных понятий формирует мощную мотивационную базу субъекта, и чем обоб¬щеннее сопряженные нравственные понятия, которыми овладел старшек¬лассник, тем обобщеннее и устойчивее мотивы нравственной деятельнос¬ти, тем менее они подвержены ситуативным влияниям, тем легче справля¬ется старшеклассник с задачей анализа и оценки конкретной жизненной ситуации и принятия разумного этического решения .
Специфической особенностью сопряженных нравственных понятий является то, что они включают в себя не только основные черты образова¬ния нравственных понятий, но и создают проблемную ситуацию, с которой и начинается мыслительный процесс.
Создание проблемной ситуации помогает как раз вслушиваться, всмат¬риваться, вчувствоваться в самого себя, и субъект, решая проблемную ситу¬ацию, понимает ее целостно и принимает решение объективно. Эта объек¬тивизация на основе вчувствования, всматривания, вслушивания в самого себя и других ведет к осмыслению и пониманию нравственности в бытии и в себе самом.
Остановимся подробнее на специфической особенности сопряженных нравственных понятий и покажем преимущество их рассмотрения перед тра¬диционными подходами к изучению нравственных понятий.
Как мы уже упоминали сопряженные нравственные понятия нужно срав¬нивать, находить сходство и различия, только после этого коллизия, содержа¬щаяся в них, будет разрешена. Момент сравнения является неотъемлемым способом их разрешения.
И.М. Сеченов считал сравнение самым драгоценным умственным сокро¬вищем человека: «Если в целом, - писал он, - память можно назвать едва ли не самым изумительным механизмом в мире, то, в частности, сравнивать её следует назвать самым драгоценным умственным сокровищем человека». К. Д. Ушинский писал, «что сравнение есть основа всякого понимания и вся¬кого мышления, все в мире узнается через сравнение» Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят просто, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в них сходство с самыми отда¬ленными предметами, тогда только вы выясните себе существенные призна¬ки предмета, а это значит понять предмет"
Эту мысль поддерживал и Лотце, утверждая, что в сознании должны быть оба сравниваемых объекта одновременно, ибо факт сравнения заставляет нас принять возможность одновременности. Кто сравнивает, тот не перехо¬дит от мысли об одном из членов сравнения к мысли о другом. Чтобы со¬вершать сравнения, он должен совместить в одном неделимом сознании оба
эти члена.
Вернемся к сопряженным нравственным понятиям, где сравнение являет¬ся не принудительным актом, а неотъемлемой чертой мыслительного про¬цесса в разрешении коллизий между понятиями. Для того чтобы разрешить коллизию, нужно как раз сравнивать данные понятия, искать сходство и раз¬личия их в своем неделимом сознании, своим этическим мышлением. Выс¬тупая в единстве, сопряженные нравственные понятия «втягивают» этичес¬кое мышление в работу, которая заключается в том, что, найдя сходство и различие, субъект отделяет понятия в сознании, мешающие формированию образа нравственного поступка. Это и будет контролем своих мыслей.
Объясним данный феномен. Сопряженные нравственные понятия явля¬ются как бы двумя различными понятиями, с одной стороны, а с другой - это единое понятие. Возьмем, например, сиамских близнецов, которые являют собой одно целое, тем не менее их двое. Следовательно, мы можем в своем воображении представить образ каждого как отдельного индивида и притом одновременно, и здесь же в неделимом сознании у нас возникает их общий образ как сиамских близнецов. То есть возникает не два, а три образа одно¬временно. То же происходит и с сопряженными нравственными понятиями. Субъект, осмысливая их, сравнивает три образа, а именно образ единого со¬пряженного нравственного понятия, и образы каждого сопряженного поня¬тия, но и это не все. Происходит процесс сравнения не только трех образов, но и трех мысленных образований, и трех различных эмоциональных ощуще¬ний при этих мысленных образованьях.
Рассмотрим подробней сопряженные нравственные понятия достоин¬ство и высокомерие, но перед этим приведем модель развития этического мышления.
СХЕМА №1.

1. Этическая ситуация.
2.Выделение сопряженных нравственных понятий.
3.Дифференциация сопряженных нравственных понятий на а) общее, б) частные, в) единичные понятия.
4.Сравнение общих, частных, единичных понятий на основе анализа.
5.Восстановление дифферецируемых сопряженных нравственных понятий с выделенной взаимосвязью.
6.Актуализация полученных знаний в этической ситуации.
Перейдем к ситуации ,где имеют место сопряженные нравственные поня¬тия, используя схему 1.
1. Ситуация. Опасаясь уронить свой престиж и потерять уважение к са¬мому себе, старшеклассники чутко, остро и даже болезненно реагируют на все, что может сделать его смешным в глазах товарищей и взрослых, поко¬лебать статус, сделать отверженным изгоем. Именно поэтому, защищая свое «я», он не терпит в отношении себя проявления нажима, игнорирования его мнения, требования безропотного послушания и покорности, грубости, осо¬бенно насмешки, оскорбления словом, жестом, готов ответить грубостью, дерзостью, скандалом, разрывом отношений, даже дракой. Он идет на все, чтобы только наказать обидчика, но, главным образом, не уронить автори¬тет, поддержать престиж, не унизить своего достоинства. Он хочет быть и оставаться в глазах окружающих сильным, независимым, смелым, краси¬вым, готовым сражаться с кем угодно за свое достоинство .
2. Выделение сопряженных нравственных понятий. Понятие «досто¬инство» является одним из духовных стержней личности. Оно есть нрав¬ственно-психологическое состояние, чувство, переживание, эмоционально окрашенное осознание человеком своей духовно-нравственной ценности, самостоятельности, внутренней свободы, суверенности. Более того человек духовный ценит и оберегает внутреннюю свободу и духовную независи¬мость. Он осознает свое достоинство как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу. Он никому не позволяет по¬мыкать собой, унижать и издеваться .В жизни мы наблюдаем, что высоко¬мерный человек точно так же ведет себя, не позволяя помыкать собой, це¬нит и оберегает свою внутреннюю свободу, отстаивает свою независимость. Где, на каком уровне структурирования происходит сопряжение достоин¬ства и высокомерия, мы попытаемся исследовать.
Расчленение сопряженных нравственных понятий на общее, час¬тные, единичные. Достоинство является самостоятельной категорией, хотя оно и тесно связано с категорией чести. Общим в этих двух категориях является преобладание оценочного характера. Достоинство связано преимуще¬ственно с нравственными качествами личности, хотя и не отрицает её обще¬ственных заслуг, а честь опирается прежде всего на оценку общественной значимости и общественных заслуг человека, хотя и не отрицает значения нравственных качеств.
Честь как нравственное качество входит в понятие достоинство, так как «достоинство в современных толковых словарях, - «это совокупность нрав¬ственных качеств, а также уважения этих качеств в себе».
Выделение чести как самостоятельной категории ведет к тому, что без целостного образа «достоинство» субъект нередко путает свою честь с тщеславием и честолюбием. Поэтому честь как самостоятельная катего¬рия - система с обратной связью функционирования, которая выглядит сле¬дующим образом: деятельность личности (поступки, поведение), оценка её общественным мнением, формирование моральной репутации - уважение (или неуважение), которая объективизируется в различных внешних фор¬мах - осознания личностью своей репутации, отношения к ней окружаю¬щих посредством сознания и чувства чести - новая деятельность личности, скорректированна с учетом общественного мнения и т.д. Честь - особый способ нравственного регулирования поведения людей в общественно по¬лезном направлении на основе общественного мнения определенной соци¬альной группы. В силу этого не всегда чувство чести относят к положитель¬ным нравственным качествам.
«Человек всегда и при всех обстоятельствах думает в первую очередь о самом себе; вопрос тут не в том, вполне ли хорошо то-то и то-то само по себе, а о том, прилично ли оно для него, соответствует ли его чести зани¬маться этим делом или от него отказаться. Тем самым мы видим эгоисти¬ческую основу чести»(Гегель).
Спору нет, - в основе чести лежит самолюбивое стремление к похвале, к почету, к признанию конкретной личности .Но если образ достоинства будет присутствовать постоянно в сознании субъекта, то человек будет стремить¬ся к этому образу и тем самым контролировать чувства чести, и оно не вый¬дет за пределы положительного нравственного качества. Итак , в «основе чести лежит самолюбие, и это же самолюбие лежит в основе достоинства» .Следовательно, честь и достоинство имеет один «корень», а значит честь будет входить в структуру достоинства как нравственное качество, так как достоинство - совокупность нравственных качеств, а также уважение этих качеств в себе, то есть у человека есть честь и он уважает себя за это. Но вернемся к самолюбию.
Самолюбие - это любовь человека к самому себя как нравственной лич¬ности. Себялюбие - это своего рода эгоизм. Создается впечатление, что у нравственной личности есть свой особый, эксклюзивный эгоизм. В нашем понимании, это нонсенс или в лучшем случае софизм.

Словарях оно толкуется как «себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих» В этике эгоизм рассматривается как «жизненный принцип и моральное ка¬чество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обще¬ству и другим людям. Как моральное качество в истории нравственного со¬знания эгоизм обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Так, например, этика француз¬ских материалистов получила название «Теории разумного эгоизма», идеи «Разумного эгоизма» были сформированы в работах Гельвеция. Н.Г. Черны¬шевский также выдвигал теорию «Разумного эгоизма». В нашем понимании, «Разумный эгоизм» так же абсурден, как «Культурное лицемерие» З.Фрей¬да. Все эти софизмы происходили от того, что данные исследователи не мог¬ли разрешить сопряженные нравственные понятия «достоинство - высоко¬мерие» и, «не ведая, что творят», совершали подмену понятий. И действи¬тельно, эгоизм - это себялюбие, а самолюбие - чувство собственного досто¬инства, самоуважения, самоутверждения. Рассматривая понятие себялюбие, мы видим, что слово «себя» указывает на обращенность действия на само¬го производителя действия, то есть себялюбие - это когда производитель дей¬ствия любит самого себя, значит проявляет самолюбие. Приставка «само» означает обращенность к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя .Следовательно, самолюбие означает обращенность к самому себе, в самого себя, то есть человек направляет свою любовь на самого себя, а это значит, что он себя любит, то есть проявляет самолюбие. Из вышеизло¬женного мы делаем вывод, что самолюбие и себялюбие синонимичны. Рас¬смотрим переход самолюбия в себялюбие.
Самолюбие лежит в основе Достоинства и Высокомерия.. В "самолюбие" проявляется двойственность в чувствах , в образах и в мыслях, находящихся в противоречащихся по отношению друг к другу ус¬тремлениях. В этом процессе обычно то или иное чувство, та или иная мысль, тот или иной образ вытесняется или маскируется другими чувствами, мыс¬лями, образами. В самолюбии у человека возникает борьба мотивов, мыс¬лей, образов. В этой борьбе нужно распознать, какой мотив и какая мысль теряет меру и становится уже совершенно иной по содержанию. Следова¬тельно, в силу присущих ему особенностей самолюбие вмещает в себя глу¬бокое противоречие между личным и общественным, между низшим и выс¬шим, узко личными и общественно значимыми потребностями человека. Разрешиться это противоречие может двояко в зависимости от того, какая из противоположностей, лежащая в основе самолюбия, станет преоблада¬ющей. Если перевес получает личностная, себялюбивая сторона самолю¬бия, то оно трансформируется в амбицию, эгоизм, честолюбие, тщесла¬вие, высокомерие, в которых на первое место выдвигается собственное Я, эгоистические интересы данной личности. Если же в самолюбии возобладают общественные моменты, оно переходит в честь и достоинство .
4. Сравнение общих, частных, единичных понятий на основе анализа. Рассмотрим сущность самолюбия и покажем, почему оно переходит в дос¬тоинство.
В этике самолюбие рассматривается как моральное чувство, в котором выражается уважение к себе как к личности, основано на признании своего достоинства. В современных толковых словарях под самолюбием подразу¬мевают чувства личного достоинства, самоуважение, самоутверждение. Эти понятия являются единичными понятиями, которые будут присутствовать и в структуре высокомерия как общего понятия.
Самоуважение всегда выступает в синтезе с самоутверждением. Утвер¬ждая себя как личность, человек еще больше проникается уважением к себе. Человек может уважать себя и за достижение тех целей, которые не соот¬ветствуют общечеловеческим идеалам и ценностям. Самоуважение появля¬ется у человека тогда, когда он преодолевает какие-то трудности, может мо¬билизовать себя в трудной ситуации, то есть выполняет, осуществляет свои планы. И вот за это он уважает в самом себе определенные качества, как, например, целеустремленность, терпеливость, настойчивость и т.д. Само¬уважение - глубоко интимное и индивидуальное чувство. Довольно часто субъект в своем сознании борется с самим собой, преодолевая в себе лень, страх и другие качества, мешающие достижению поставленных им целей. В этой борьбе он становится сильней самого себя по сравнению тем, каким он был раньше. Окружающие его люди могут и не знать об этой внутренней борьбе и не проявлять должного уважения к этой личности. Но сам человек знает, что он может бороться с трудностями.
Субъект с таким же успехом может бороться с ленью, страхом, чтобы добиться своих корыстных целей. Все это говорит о том, что в человеке зарождается, сосредотачивается любовь к самому себе, то есть самолюбие. Таким образом, из выше изложенного мы можем сделать вывод, что самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства и само¬любие - это понятия, которые еще не делают человека носителем нрав¬ственности. То есть человек, у которого нравственное развитие останови¬лось или находится на уровне этих понятий, может совершать поступки спонтанно, непредсказуемо, так как у него нет еще нравственного стержня, которым в данном случае является достоинство. Для того, чтобы самолю¬бие трансформировалось в достоинство, человек должен иметь в себе чувство меры. Это чувство определяется скромностью, совестью. Объяс¬нить сущность этих понятий.
Скромность - это нравственное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких особых прав, проявляет необ¬ходимую терпимость к мелким недостаткам людей.


Скромный человек не придает значения своим положительным качествам, но считает их для себя совершенно обязательными. Скромность препятству¬ет самолюбию деформироваться в эгоизм. Что же касается следующего понятия, которое способствует развитию чувства меры, то это совесть.
Совесть как эмоциональная самооценка личностью своих поступков, действий, мыслей, образов способствует личности осуществить нравствен¬ный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обя¬занности, требовать их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков и умозаключений.
Анализ совести показывает, что она выполняет следующие функции: са¬мооценки человеком собственных мыслей, поступков, внутреннего само¬контроля, побуждения к действию, мотива поступка.
Таким образом, мы видим, что скромность и совесть препятствует субъекту проявлять самовосхваление, то есть преувеличивать роль своей любви к себе. При самовосхвалении самолюбие деформируется в эгоизм, который лишает человека чувства меры.
Под мерой в науке понимается «органическое единство качественной иколичесгвен-ной определенности объекта, состоящие в существовании некоторых границ измене¬ния количества, за которым изменяется качество. Связь и единство качества и количе-стга обусловлены природой данного объекта Моменты количества очень изменчивы, подвижны. Качественная определенность объекта сохраняется до тех пор, пока количе¬ственные изменения не выходят за некоторые пределы, границы, за которыми следует изменение данного качества. Переход количества в новое качество происходит постепен¬но.
Потеря чувства меры в человеке ведет к дальнейшему развитию, эгоизма, который уже преобразуется в тщеславие, честолюбие. Тщеславие является нравственным чувством, проявляющиеся как мотив действия, совершаемого ради завоевания славы, привлечения внимания с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Когда подобные мотивы становятся харакгерньгмидляповседневного поведениячелове-ка тщеславие приобретает значение нравственного качества личности, которое имеет индивидуалистический характер. Такой человек вообще не способен самостоя¬тельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, при-влекающий внимание окружающих. Тщеславие человека во многом сходно с честолю¬бием. Честолюбие тоже является проявлением эгоизма в человеке и выступает как мотив действия, совершаемого ради достижения человеюм первенства в той или иной областидеятельнесги. Новотличиеоттщеславия, честолюбие связано с жаждой признания со стороны окружающих и желанием приобрести общественное положение, вес, влияние и связанные с ним почести и награды. В этом альянсе качества самолюбие, самовосхваление, себялюбие, амбиция, эгоизм, тщеславие, честолюбие переходят в общее понятие высокомерие.
Высокомерие является отрицательным нравственным качеством, харакгеризующимся неуважительно - презрительным, надменным отношением к другим людям, связан¬ным с преувеличением своих достоинств и себялюбием.
В этом преувеличении, а именно при деформации чувства меры человек совершает подмену сопряженных нравственных понятий достоинство и высокомерие.
5. Восстановление расчлененных сопряженных-нравственных понятий свыде лепной взаимосвязью. Таким образом, структурный анализ сопряженных нравствен¬
ных понятий показал, что достоинство и высокомерие в своей структуре имеют сопря¬
жения в понятиях самоуважение, самоутверждение, чувство личного достоинства,
то есть обладая вышеприведенными качествами, человек не является еще сознательным носителем нравственности. И лишь после того, как у него сформировалось самолюбие, он делает свой выбор, который при дальнейшем повторении в жизнедеятельности человека становится нравственным выбором. Приведем таблицу, в которой наглядно показано структурирование сопряженных нравственных понятий «достоинство» и «вы¬сокомерие» .
Таблица 1.
Сопряженные нравственные понятия
«Достоинство - Высокомерие»

Единичные понятия Частные понятия Общие понятия
Самоуважение,
самоутверждение,
чувство личного
достоинства. Самолюбие,
скромность,
совесть, честь. Достоинство
Самоуважение,
самоутверждение, чувство
личного достоинства. Самолюбие,
самовосхваление,
себялюбие, амбиция,
эгоизм, тщеславие.
честолюбие. Высокомерие.
Схематично это будет выглядеть следующим образом :
сопряженные-нравственные понятия
достоинство-высокомерие.
Схема 13










Из таблицы и из схемы видно, что данные сопряженные нравственные понятия имеют сопряжения на уровне единичных, частных понятий. Пока¬жем содержание других сопряженных нравственных понятий .
Таблица 2. Сопряженные нравственные понятия.

L Уровень. Единичные понятия И. Уровень. Частные понятия Ш. Уровень. Общие понятия
Исследование причин и следствий, Разбор, рассмотрение. Самокритика,самооценка. Самоанализ
Исследование причин, разбор, рассмотрение. Излишняя самокритичность, самотерзание. Самоедство
Убежденность, стойкость, твердость. Последовательность в достижении цели, целесообразность. Упорство
Убежденность, стойкость, твердость. Неуступчивость, несговорчивость в достижении цели. Упрямство
Строгость, суровость. Истинность, честность, объективность. Справедливость
Строгость, крайняя суровость. Безжалостность, беспощадность. Жестокость
Изучение, выяснение причин и следствий. Объективное мнение и оценка. Обсуждение
Изучение, выяснение причин и следствий. Субъективное мнение и оценка,
порицание. Осуждение
Шутка, Смех. Язвительность, юмор. Остроумие
Шутка, Смех. Злая язвительность, насмешка, оскорбление. Издевательство
Мягкость, невзыскательность. Терпимость. Снисходительность
Мягкость, невзыскательность. Либерализм, попустительство. Потворство
Владение, выдержка, хладнокровие. Самообладание, самоконтроль. Сдержанность
Владение, выдержка, хладнокровие. Самообладание, самооконтроль, двоедушие. Лицемерие

.













Таким образом, мышление человека в процессе сравнения сопряженных нравственных понятий, приобретает определенные черты и становится эти¬ческим, то есть, субъект, осмысливая свои потребности, меняет их. И его потребности становятся нравственными потребностям, которые, в свою оче¬редь, и дают толчок для дальнейшего развития этического мышления.
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что владение системой со¬пряженных нравственных понятий на теоретическом уровне способствует не только развитию этического мышления, но и совершению нравственных поступ¬ков.




2. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА " ИСКУССТВО ЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ".
Данная программа была апробирована в образовательной практике на протяжении многих лет. И помогла педагогам решить актуальную пробле¬му, которая формируется как проблема «применения знаний в жизни, на практике». Факт есть факт - то и дело сказывается, что старшеклассники, решающие этические ситуации, в контексте которых находятся сопряжен¬ные нравственные понятия, не могут реализовать своих этических знаний в нравственной деятельности, в своей жизнедеятельности в целом. Эту про¬блему мы старались решить в курсе "Искусство этического мышления". Уча¬щиеся десятых и одиннадцатых классов, которым предлагались этические си¬туации, легко и свободно решали их, используя модель развития этического мышления. Исследуя эту проблему, мы пришли к выводу, что когда педагог дает старшеклассникам решить этическую ситуацию, в контексте которой находятся сопряженные нравственные понятия, и просит их представить ее в своем воображении, он тем самым лишает их этого воображения и препят¬ствует эффективной актуализации развития этического мышления. Попыта¬емся это аргументировать. Дело в том, что вместо образа этической ситуа¬ции - в серьезном, материалистическом понимании этого слова - старшек¬ласснику тут представляется вовсе не образ этической ситуации, который он вынужден был бы сравнить и сопоставить с словесно задаваемыми ему фор¬мулами, а нечто совсем иное, лишь внешне на него похожее. Что именно? Искусственно и заранее подобранные этические ситуации, в контексте кото¬рых есть сопряженные нравственные понятия, то есть утверждающие спра¬ведливость выставленных утверждений, словесно оформленных высказыва¬ний педагога. Иными словами, вместо того, чтобы старшеклассник сам на основе сопряженных нравственных понятий придумывал или приводил из своего жизненного опыта этические ситуации и уже потом смог их решать, получает от педагога уже готовую иллюстрацию этической ситуации, в точ¬ности соответствующей сопряженным нравственным понятиям, то есть об¬разный эквивалент заданной абстракции.
В результате и воспитывается известная установка психики, обнаружи¬вающая свое коварство лишь впоследствии, а именно: этическое мышление старшеклассника с самого начала ориентируется на готовый образ, данный ему педагогом, и он уже отыскивает такие чувственно воспринимаемые яв¬ления, которые в точности согласуются с их собственным описанием: на выделение тех сопряженных нравственных понятий, которые уже получили свое однозначное выражение в словесных формулах, в «непротиворечивой системе высказываний».
Естественно, что при таком искусственном отношении между образом этической ситуации и процессом этического мышления задача соотнесения их между собой не требует способности воображения - способности строить образ из массы «впечатлений», неорганизованных ощущений при помо¬щи этического мышления. Эта способность здесь просто не требуется, ибо образ этической ситуации предъявляется готовым, а вся задача сводится лишь к его выражению в словах. Ведь готовый образ этической ситуации создан вне зависимости от деятельности старшеклассника педагогом.
Поэтому мы были вынуждены для эффективного развития этического мышления в одиннадцатых классах отказаться от готовых, предлагаемых педагогом этических ситуаций, в контексте которых находятся сопряжен¬ные нравственные понятия. И учащиеся на занятиях сами на основе сопря¬женных нравственных понятий придумывали этические ситуации.
Такой подход как раз помогает старшекласснику видеть целостность эти¬ческой ситуации, способствует актуализации процесса овладения способом освоения системы нравственных понятий, так как перед ним в самостоя¬тельно созданном образе этической ситуации раскрывается вся многогран¬ность сущности сопряженных нравственных понятий. Поэтому на первом этапе развития этического мышления старших школьников считаем, что целесообразно осуществлять использование этических ситуаций словесных, выделенных педагогом, а также жизненных, возникающих и преднамерен¬но создаваемых им в реальном процессе их жизнедеятельности. Это прида¬ет мышлению этическую направленность и помогает учащимся лучше вник¬нуть в сущность процесса овладения способом освоения системы нравствен¬ных понятий. Но если остановиться на этом этапе, то здесь - то, по - види¬мому, и начинается тот разрыв и та щель между миром этических знаний и миром представлений, обретаемых в житейском опыте, которая нередко превращается потом в расхождение знаний, убеждений и поступков.
В этом расхождении не следует видеть проявление лицемерия, двоеду¬шия или подобного им этического дефекта, просто старшеклассник не уме¬ет связывать эти две «разные» сферы проявления друг с другом. Нравствен¬ное убеждение - это ведь тоже этические знания, но приобретенные само¬стоятельно, как вывод из собственного опыта, в то время как этические зна¬ния, которые он получил тоже самостоятельно, но без «истинного образа этической ситуации», так как этот образ уже был создан педагогом, писате¬лем и так далее, не дают полного эффекта актуализации развития этическо¬го мышления.
В результате старшеклассники не учатся находить и выстраивать мост между этическим воображением и этическим мышлением, так как учащие¬ся работают с чужим образом этической ситуации. Иными словами, речь идет о том, что старшеклассник знает и умеет, как решать этическую ситу¬ацию, даваемую ему педагогом или заимствованную откуда-нибудь еще. Он приобретает знания, которые может использовать лишь в тождественных ситуациях, возникающих в его жизнедеятельности.
Все сказанное не следует понимать как отрицание этических ситуаций,
приводимых педагогами или заимствованными откуда-нибудь еще. На опре¬деленном этапе развития это полезно, так как облегчает усвоение абстракт¬ных формул, то есть усвоения образов этических ситуаций и решения их. Но когда данный этап пройден, целесообразно старшеклассникам на основе со¬пряженных нравственных понятий приводить самим этические ситуации. Такой подход способствует использованию актуализации полученных зна¬ний.
Далее, целесообразно для эффективной реализации программы " Искус¬ство этического мышления" начинать с сопряженных нравственных понятий «достоинство» - «высокомерие». Так как именно осознание этих понятий изначально дает толчок мышлению в ту или иную сторон}7. Для этого нужно педагогу приводить этические ситуации не только на достоинство и высоко¬мерие, но и на сопряженные понятия, находящиеся в структуре данных со¬пряженных нравственных понятий, потому что учащиеся десятых - одиннад¬цатых классов не могут еще отличить единичные понятия от частных и об¬щих. Например: самоуважение и достоинство. Это затрудняет процесс раз¬вития этического мышления. Решая этические ситуации и выделяя в них со¬пряжения педагог должен обращать внимание на то, что они не делают чело¬века сознательным носителем нравственности. После чего целесообразно подчеркнуть роль эгоизма в духовно- нравственном развитии старшекласс¬ников, то есть педагог, приводя этические ситуации, где эгоизм имел бы мес¬то, должен сказать, что эгоизм лишает человека чувства меры. И при отсут¬ствия этого критерия человек совершает подмену сопряженных нравствен¬ных понятий. Не в пользу общего блага и/или своего духовно - нравственного развития, а в основном в сторону корысти и эгоизма.
Внимание старшеклассников нужно обратить на то, что потеря чувства .меры ведет не только к подмене положительных понятий на отрицатель¬ные, но и наоборот. Например, когда человек делает подмену понятий в сопряженных нравственных понятиях достоинство - высокомерие и заме¬няет высокомерие достоинством и собирается за это достоинство сра¬жаться, даже если ему угрожает смерть, то это духовная трагедия. Но бы¬вает наоборот, когда человек свое достоинство путает в силу своего невеже¬ства с высокомерием и тратит на эту борьбу всю свою жизнь. Занимаясь самоуничижением, самопорицанием, самокопанием, самоедством, он до¬водит себя до ненависти к самому себе и окружающим. И эта духовная тра¬гедия не лучше первой.
После этого педагог может перейти и к другим этическим ситуациям, в контексте которых находятся другие сопряженные нравственные понятия. И решая эти этические ситуации, он должен заострить внимание учащихся, что эгоизм человека выступает основным фактором потери чувства меры во всех этических ситуациях, в контексте которых находятся сопряженные нравственные понятия. Например: Снисходительность - попустите
levlaw@bk.ru 21.3.2008 06:26 очень эффективно ! как на практике с детьми, так и для себя.
5.8.2010 12:51 LFtCbc rgmfkvupwyqb, [url=http://erkhxdxdzsxb.com/]erkhxdxdzsxb[/url], [link=http://bnuzeqvotwtc.com/]bnuzeqvotwtc[/link], http://qholgtlyykxh.com/
10.8.2010 09:00 aU2FBR pvgvuztjnelh, [url=http://jxscvgcydrqk.com/]jxscvgcydrqk[/url], [link=http://owguavgozgmo.com/]owguavgozgmo[/link], http://yamodndusjga.com/
Pages:   1 

Чтобы учавствовать в дискуссиях Вы должны авторизироваться!

Партнеры


Учеба за границей

Шотландия
Швейцария
Германия
Ирландия
Чехия
Мальта
Великобритания
Швеция
Италия
Австрия
Испания
Франция
Канада
США

Высшее образование в России

Выбор специальности
Как выбрать ВУЗ?
Качество российского образования.
Какая профессия самая популярная
А какая самая невостребованная?

Среднее специальное образование

Младший специалист кто это?
Перспективы
Рабочие всегда нарасхват

Курсы повышения квалификации

Иностранные языки
Компьютерные курсы
Курсы красоты
Курсы массажа
Секретари и бухгалтерия
Прочие

© 2004 - 2022 "AllEducation.ru". Внимание! Владельцы и создатели данного сайта не несут ответственность за использование ссылок и информации, представленных на этом сайте, и информации добавленной пользователями сайта в свободной форме.
Главная | новости | архив новостей | форум

Рейтинг@Mail.ru